г.Нижний Новгород, ул. Завкомовская, д.1. Тел.:(831)240-41-04, (831)240-41-64. Эл.почта: s138_nn@mail.52gov.ru

Советы родителям

 АКТУАЛЬНО!!! СОВЕТ ПЕДИАТРОВ

И снова ОРВИ?
ПРОФИЛАКТИКА любого инфекционного заболевания, а к ним относится грипп и ОРВИ, состоит из трех слагаемых:
1. удаление источника заболевания;
2. перекрытие путей передачи;
3. уменьшение восприимчивости организма к вирусам и бактериям.
Профилактика респираторных инфекций до сих пор остается краеугольным вопросом в медицине: высокая летучесть, контагиозность
(вступление в контакт) вирусов, скученность людей в больших городах делают практически неминуемым заражение большого количества населения.
В образовательном учреждении профилактика гриппа и ОРВи строится на соблюдении следующих основных правил:
- создание фильтра и недопущение детей с респираторными симптомами к посещению МБДОУ;
- своевременное выявление и изоляция заболевших детей в группах;
- воздействие на пути передачи вирусов (воздушно-капельный) частым проветриванием и кварцеванием помещений.
Защитить контактировавших с больным детей - сложная задача. Носить маску ребенка не заставишь. Эффективных лекарств не существует. Действенными в известной мере являются такие местные средства, как человеческий лейкоцитарный интерферон, гриппферон, мазь виферон, оксолиновая мазь.
Для профилактики ряда инфекций созданы вакцины. Против ГРИППА разработан ряд инактивированных (убитых) вакцин, их состав ежегодно обновляется (с учетом актуальных вирусов). Вакцинация против гриппа проводится ежегодно в сентябре-ноябре.
Профилактика ГЕМОФИЛЬНОЙ ИНФЕКЦИИ показана детям до 5 лет, проводится с помощью инактивированной вакцины (Хиберикс, акт-Хиб). Детям до года вводится вместе с АКДС, старше года - однократно.
Симптомы, при которых необходима неотложная консультация врача:
  • повышение у ребенка температуры выше 39 градусов, а также сохраняющаяся высокая температуры в течение трех суток.
  • повышение температуры, не сопровождающееся респираторными симптомами (отсутствие насморка, кашля и т.п.), причиной могут быть серьезные заболевания — острый отит, инфекция мочеполовых путей, менингит, эпиглоттит.
 
  • резкая вялость, снижение аппетита или, наоборот, выраженное беспокойство ребенка, а также изменение сознания.
  • повышение температуры, сопровождаемое рвотой.
  • бледность, мраморность кожи, холодные ладошки и подошвы — признак инфекционного токсикоза.
В этих ситуациях необходимо показать ребенка врачу или вызвать бригаду скорой помощи!
 
Как развить речь ребёнка в игре
(совет воспитателя группы для детей раннего возраста, с 1,5 до 2 лет)
В основе развития речи лежит игровая деятельность между ребёнком и взрослым, непосредственное общение во время игры и при помощи игровых методов и приёмов.
Можно начинать развивать мелкую моторику при помощи пальчиковых игр, «Сорока-сорока», «Ладушки», «Поехали-поехали в лес за орехами…» Игра «Сорока» построена на декламировании стишка и загибании поочерёдно каждого пальчика. Водим своим пальцем по ладошке ребёнка, как бы варим кашу, а затем загибаем поочерёдно все пальчики, начиная с мизинца:
Сорока-сорока,
Кашку варила,
На порог скакала
Гостей созывала
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала!
Он дров не пилил,
Воду не носил,
Кашу не варил.
Когда ребёнок уже начинает повторять за вами слова, можно читать стихи «по ролям».
Например, «Гуси-гуси»
Взрослый: Гуси-гуси!
Ребенок: Га-га-га!
Взрослый: Есть хотите?
Ребенок: Да-да-да!
Взрослый: Так летите же домой
Ребенок: Нет-нет-нет.
Взрослый: Серый волк под горой?
Ребёнок: Да-да-да
Взрослый: Ну, летите, как хотите, только крылья берегите.
Полетели-полетели (ребенок машет руками), на головку сели.
Такие простейшие игры развивают речевую активность, память и внимание у ребёнка. Немаловажна роль сюжетно-игровой деятельности в развитии речи ребёнка. Игры с кормлением кукол, мишек, собачек, укладываем их спать, загонять машину в гараж, играть в «телефон» и. т.д., развивают игровую деятельность и общительность ребёнка.
Можно предложить ребёнку игру «Волшебный мешочек» В пакет или наволочку сложить игрушки и поочерёдно доставать каждую из них, спрашивая ребёнка: кто это или что это. Если это кошечка, то спросить, как она мяукает, если собачка как лает и. т. д. Если ребёнок затрудняется с ответом, то сначала вы отвечаете за него или помогаете ответить. В последствии малыш уже сам будет с удовольствием принимать условия игры и легко даст ответы на ваши вопросы.
По мнению логопедов, очень полезно развивать мышцы губ и щёк. Для этого можно вместе с малышом погримасничать, показать язычок, построить рожицы.
В развитии речи ребёнка необходимо уделить внимание невербальному общению. Поскольку малыш ещё не может выразить свои желания при помощи слов, то такое общение играет для него большое значение. Для этого предлагаю использовать всем известные с детства игры: «Мишка косолапый», «Заинька» и другие.
Мишка косолапый по лесу идет (ребенок покачивается, широко расставив ножки),
Шишки собирает, песенки поет (наклоняется за воображаемой шишкой).
Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб (хлопает себя по лбу).
Мишка рассердился, и ногою топ (малыш топает ножкой).
Заинька, попляши, серенький, попляши.
Вот так-этак попляши, вот так-этак попляши (ребенок «танцует»).
Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой, вот так-этак топни ножкой, вот так-этак топни ножкой (топает то одной, то другой ножкой).
Заинька, хлопни в ладошки, серенький, хлопни в ладошки, вот так-этак хлопни в ладошки, вот так-этак хлопни в ладошки (малыш хлопает в ладоши).
Заинька, поклонись, серенький, поклонись, вот так-этак поклонись, вот так-этак поклонись (кланяется).
Приведу в пример книгу Агнии Барто «Игрушки». Ведь каждый стишок из этой книги можно так же обыграть, например: «Идёт бычок качается», «Наша Таня», «Спать пора, уснул бычок» и другие.
Огромное значение в развитии речи ребёнка выполняют музыкальные игры. Это использование различных шумовых инструментов, движения под музыку, пение или подпевание детских песенок. Приобретите губную гармошку, различные свистульки и устройте небольшой домашний оркестр.
Вспомните музыкальную игру «Каравай» или «Дудочка»:
Ду-ду, ду-ду, дудочка, Ду-ду, ду-ду-ду!
Заиграла дудочка
В зеленом саду.
Услыхала уточка,
Плавая в пруду,
Как играет дудочка: Ду-ду, ду-ду-ду!
С малыми утятами
Начала плясать.
Крыльями и лапками
Воду колыхать.
Ду-ду, ду-ду, дудочка,
Ду-ду, ду-ду-ду!
Вот какая дудочка
В зеленом саду.
Во время этой игры ребёнок может танцевать, петь или аккомпанировать, извлекая звуки из шумовых инструментов. Так малыш не только развивает память, внимание, слух, но и учится говорить, творить и слушать.
Игра в развитии речи занимает особое место. Ведь это не только развлечение, но и познание окружающего мира, развитие творческих способностей и познавательной активности, познания самого себя и своего места в мире.
«Кризис 3 лет»
(совет психолога)
Что необходимо знать воспитателям и родителям о детском упрямстве и капризах?
Период упрямства и капризов начинается примерно с 18 месяцев.
Как правило, эта фаза эта заканчивается к 3,5-4 годам (случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная).
Пик упрямства приходится на 2,5-3 года жизни.
Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
В кризисный период приступы упрямства и капризов случаются у детей по 5 раз в день (у некоторых – до 19 раз).
Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности как удобных способах манипуляции дошкольником своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.
Рекомендации родителям:
  • Не придавайте большого значения упрямству и капризам. Примите это как необходимость.
  • Во время приступа упрямства оставайтесь рядом, дайте ребенку почувствовать, что вы его понимаете.
  • Это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат.
  • Истеричность и капризность требуют зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай!». Ребенку только это и нужно.
  • Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять за руку и увести.
  • Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка, книжка, штучка !», «А что это за окном ворона делает?» - подобные маневры заинтересуют и отвлекут.
  • Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь при этом мнении.
 
 
СОВЕТ ПСИХОЛОГА О ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ
Психологическая готовность ребёнка к школе- это своеобразие интеллектуального развития ребёнка и некоторые особенности его личности, без которых невозможно успешное обучение в школе.
Психологическая готовность включает в себя:
1. личную готовность;
2. интеллектуальную готовность;
3. мотивационную готовность.
Личностная готовность включает в себя:
1. умение строить отношения с учителем( умение регулировать свои действия и своё поведение, умение воспринимать учебную задачу);
2. умение общаться со сверстниками( принимать точку зрения другого, умение взглянуть на себя со стороны, умение выслушивать одноклассников, адекватно реагировать на неудачу других);
3. отношение к себе( отсутствие заниженной самооценки).
Зачастую развитию заниженной самооценки способствуют, к сожалению, сами родители. Порицание за неудачу и равнодушие при успехе. Родители сравнивают достижения своего ребёнка с достижениями других детей. Зависимость успеха и неуспеха от прилагаемых усилий в расчет не берётся. Помощь от родителей поступает не в форме совета, а в виде приказа, навязывания своего мнения. Родители принуждают работать ребёнка на "оценку" и всё больше провоцируют страхи, неуверенность, тревогу. Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.
Интеллектуальная готовность.
Наиболее важные показатели - это развитие мышления и речи. Учите ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса. Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребёнка это пересказ. После чтения задайте ребёнку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать. Чтение должно быть неотъемлемой частью каждого дня ребёнка.
Моторика руки.
Как можно больше и чаще предлагайте ребёнку лепить, рисовать, вырезать, конструировать. При этом не только готовится рука вашего малыша к овладению письмом, но и развитие речи.
Готовность к обучению в школе - это так же желание учиться, получать знания, это умение слушать учителя и выполнять его задания( отнюдь не всегда интересные), это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.
 
Психика ребёнка развивается в игре. Электронные игрушки, компьютерные игры не многофункциональны, они не оказывают достаточного влияния на развитие интеллекта.
Постепенно исчерпав свои возможности, игра, как ведущий вид деятельности, уступает место обучению.
Важен не объём знаний ребёнка, а качество. Важно учить не читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки.
Конечно, хорошо, что будущий первоклассник умеет читать, считать. Но для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры, слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать.
Чем больше ребёнок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в неё
влиться.
Советы педагога-психолога
ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИЯ И КАК МОЖНО ПОМОЧЬ АГРЕССИВНОМУ МАЛЫШУ
Слово «агрессия» (от лат. Aggression — нападение) - это деструктивное, разрушающее и враждебное поведение в отношении окружающих людей. Агрессивность — черта личности, которая, с одной стороны, определяется врожденными особенностями темперамента ребенка, а , с другой — стилем общения и воспитания в семье. Надо помнить, что не всегда агрессивное поведение ребенка обусловлено агрессивностью.
Агрессивность помимо отрицательных черт (раздражительность, обидчивость, негативизм и пр.) имеет и множество положительных сторон (независимость, самостоятельность, активность, умение достигать целей, уверенность, инициативность и пр.) К сожаленнию, маленькие дети в силу своей импульсивности, неумения контролировать себя демонстрируют в большей степени отрицательные стороны агрессивности. Маленький ребенок бессознательно проявляет агрессию, за которой стоят неумелые попытки начать общение со сверстниками. Жетская, авторитарная мать, чрезмерно критичная и требовательная и нередко использующая в процессе воспитания телесные наказания, будет иметь либо чрезмерно застенчивого ребенка, либо очень агрессивного. Родители, которые уделяют мало внимания активному неугомонному ребенку, также рискуют столкнуться с проблемой детской агрессивности очень рано. Во время агрессивных вспышек на ребенка бесполезно воздействовать, разумнее учить его выплескивать агрессию социально приемлемым способом.
Как можно помочь
1.Прежде всего такому малышу требуется постоянное доброжелательное внимание.
2.Важно замечать и поддерживать любые положительные действия и качества агрессивного ребенка — ведь он привык к порицанию, которое по замкнутому кругу подкрепляет негативные стороны агрессивности.
3.Необходимо предложить ребенку приемлемые способы выражения гнева и раздажения: громко петь вместе любимую песню, поиграть в игру -кто громче кричит; поощрять бои с боксерской грушей, смять и выбросить бумажную или пластилиновую фигурку обидчика, устроить морской бой в ванной, стряляя в корабли противника из рогатки и др.
4.Чаще рассказывайте ребенку о вашем детстве и трудных ситуациях, как вы справлялись с ними, что переживали, о победах и поражениях.
5.Говорите ребенку о своих чувствах, желаниях: «Мне очень грустно, что ты бросил свою одежду, позабыв ее сложить», «Я чувствую себя сейчас очень уставшей, посижу немного одна, потом поиграем вместе» и др.
6.Старайтесь управлять своими собственными негативными эмоциями. Если в семье принято снимать напряжение скандалами, криками, то агрессивность может стать устойчивой чертой личности ребенка.
7.Заранее настройте ребенка на неприятную или просто новую ситуацию, будь то поход к врачу или в гости.
8.Поскольку агрессивные дети часто страдают мышечными зажимами, напряжены, старайтесь чаще играть с ними в подвижные игры, которые заканчиваются релаксационными упражнениями.
9.Купите ребенку краски, которыми безвредно рисовать руками, Через рисунок ребенок выплескивает свои эмоции, снимает напряжение.
Помните, что нельзя загонять гневные чувства внутрь. Ругая ребенка, сдерживая его враждебное поведение, вы ухудшаете его нервно-психическое и соматическое состояние. Эмоции, загнанные внутрь, усиливают стрессовое состояние и приводят к неврозу.
 
Советы доктора
Если ребенок боится стоматолога
Все мамы с нетерпением ждут первые зубки малыша, конечно, не задумываясь о том, сколько им придется вместе пройти: зубная боль, море слез на приеме у доктора.Как известно, дети боятся всех докторов, но стоматологи — это отдельная история. Справиться с детским страхами можно только совместными усилиями родителей, педагогов и самого врача.
Знакомить с этим специалистом необходимо постепенно. Если это в условиях детского сада, то можно пригласить врача-стоматолога в учреждение. Если дома, то, предварительно договорившись с врачом, пойдите к нему сами, но организуйте встречу не в кабинете, а в красивом помещении клиники (холл, зимний сад) . В процессе общения специалист сможет в игровой форме провести первичный визуальный осмотр, рассказать о зубках, научить, как нужно правильно их чистить.
Как известно, в возрасте 6 лет у детей начинается смена молочных зубов на постоянные. Это неизбежное явление очень часто приводит к тому, что ребенок целыми днями сконцентрирован только на шатающемся зубе, не может играть, боится есть. Стоматолог может дать рекомендации дошкольнику о том, как нужно вести себя в этот период и что делать. Данная информация облегчит последующие посещения специалистов, ведь во время такого ответственного периода, как смена зубов, желательно консультироваться с врачом кажде 3-4 месяца.
Для более эмоционального восприятия детьми информации понадобятся яркие иллюстрации. Демонстрация некоторых стоматологических инструментов (не всех!) - таких как зеркала, зонды, пинцеты, рассказ о том, для чего они нужны (обследование полости рта), также помогут снизить у дошкольника уровень тревожности. Увидев их потом в кабинете у врача, они уже не вызовут отрицательных эмоций.
Последующая встреча со стоматологом в его кабинете также должна носить ознакомительный характер. Лучше, если целью первых посещений врача будет профилактика, то есть они не должны быть связаны с зубной болью. Когда же у ребенка возникнет первая зубная боль, родителям уже не нужно будет уговаривать ребенка пойти к стоматологу - «доброму доктору, к которому ходят все дети, когда зубкам нужна помощь».
Первый раз привести ребенка к стоматологу следует в 1 год для осмотра и профилактики. Приучать малыша ухаживать за полостью рта надо появлением первых молочных зубов. К 2 годам ребенок должен иметь свою зубную щетку. Использовать зубную пасту можно тогда, когда ребенок уже научится ее выплевывать и полоскать рот водой. Обычно это происходит в возрасте старше 3 лет. Для детей необходимо покупать специальную детскую зубную пасту. И, конечно, лучшим примером в ежедневном и тщательном уходе за зубами и полостью рта для малыша должны стать взрослые члены семьи.
(По материалам статьи Т.Н. Агуреевой из журнала Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №2, 2010)
СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Активизируем мышцы языка в стихах. Рекомендуем использовать этот материал для профилактики нарушения звукопроизношения у детей. Эта сказка поможет ребенку в увлекательной форме тренировать мышцы языка.
Этот маленький дружок -
Твой веселый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!
Наша сказка — вам подсказка,
Ведь зарядку каждый день
Должен делать непослушный язычок,
Забыв про лень.
Вот проснулся Язычок,
Выглянул в окошко,
Видит: спинку выгнула
Розовая кошка.
Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счет 5..
Расстелил половичок
На крылечке Язычок.
Взял он клещи,
Взял топор
И пошел чинить забор.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счет до 10.
Д-д-д-д-д-д — стучит молотчек.
Т-т-т-т-т-т-т — вот забит гвоздочек.
Светит солнышко с утра — в гости к тетушке пора.
Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам.
 
Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков «ддддддд» и «ттттттттт».
Тетушка Щечка
Племянника ждет,
Блинчики с маком
к обеду печет.
Кашку сварила, чай заварила,
Даже варенья банку открыла.
Немного приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя».
На лошадке по дороге скачет Язычок,
И копытами лошадка — цок-цок-цок-цок-цок.
В горку медленно идет: цок-цок-цок-цок-цок.
А с горы стрелой несется: цок-цок-цок-цок-цок.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. Сначала медленно, потом быстрее.
 
Тетушка племянничка весело встречает,
Чай ему с вареньем тут же предлагает
Ах, какое вкусное, сладкое варенье,
Да и каша манная просто объеденье- ням, ням, ням, ням.
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, совершая движение языком слева направо и сверху вниз.
Под окошком — блл-блл-блл — индюки болтают.
Индюшачьей речи никто не понимает.
На качели индюки весело кивают.
Покататься Язычку: «Бл-блл» - предлагают.
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, затем увеличивать темп и включить голос, пока не послышится сочетание «Бл-бл-бл» («болтушка»).
Ну-ка, детки, с язычком вместе покатаемся!
Поиграем в паровозик и поулыбаемся : «И-у, и-у, и-у!»
Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6 раз.
Дайте Язычку дуду и еще 5 шариков покатать комариков!
Надуваем шарики: «Садитесь, комарики!»
Предложить ребенку длительно произносить звук «Ш». Обратить внимание на то, что при произнесении звука «ш» передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха теплая..
Вот интересная игра — воздушный колобок.
Из щечки в щечку покатать его не каждый мог.
Приоткрыть рот, языком поочередно упираясь в щеки, «выдавливая» шарики.
Ой, потемнело все вокруг, сильный вихрь поднялся вдруг.
Язычок затрепетал, задрожал и затрещал: «Бррр-бррр-бррр...»
Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на нее, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять упражнение в теч. 10 сек.
Ох, устал наш Язычок, лег в кроватку на бочок:
Пя-пя-пя-пя-пя, отдыхаем все, друзья!
Немного приоткрыть рот. Положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «Пя-пя-пя». Выполнять упражнение в течение 10 сек.