Образовательная программа дошкольных групп 2011
Администрация города Нижнего Новгорода
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 138
УТВЕРЖДЕНО:
Директор школы №138
______________Л.С.Царькова
Образовательная программа
дошкольных групп
г. Нижний Новгород
2011г
СОДЕРЖАНИЕ
I часть основной общеобразовательной программы |
Стр. |
1.Пояснительная записка |
3-4 |
1.1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников |
4-8 |
1.2. Приоритетные направления деятельности дошкольных групп по реализации Программы |
9 |
1.3. Цели и задачи деятельности дошкольных групп по реализации Программы |
9 |
1.4. Особенности осуществления образовательного процесса |
9-10 |
1.5. Принципы и подходы к формированию Программы |
10-111 |
2.Организация режима пребывания воспитанников в дошкольных группах: 2.1. Описание ежедневной организации жизни воспитанни ков в дошкольных группах |
12 |
2.2. Проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, индивидуальными и возрастными особенностями |
12-13 |
3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению воспитанниками образовательных областей 3.1. Образовательная область «Физическая культура» |
13-17 |
3.2. Образовательная область «Здоровье» |
18-22 |
3.3. Образовательная область «Безопасность» |
22-24 |
3.4. Образовательная область «Социализация» |
24-28 |
3.5. Образовательная область «Труд» |
28-32 |
3.6. Образовательная область «Познание» |
32-37 |
3.7. Образовательная область «Коммуникация» |
37-41 |
3.8. Образовательная область «Чтение художественной литературы» |
41-45 |
3.9. Образовательная область «Художественное творчество» |
45-50 |
3.10. Образовательная область «Музыка» |
50-55 |
4.Интеграция образовательных областей |
55-59 |
5. Планируемые результаты освоения воспитанниками Программы |
60-69 |
6. Система мониторинга достижения воспитанниками планируемых результатов освоения Программы |
69-74 |
II Часть, формируемая участниками образовательного процесса |
74-87 |
- Пояснительная записка.
Основная общеобразовательная программа дошкольных групп Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №138 разработана, утверждена и реализуется в образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, разработка которых обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом на основе федеральных требований.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Основная общеобразовательная программа дошкольных групп обеспечивает равные стартовые возможности для обучения детей с 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально – личностному, познавательно – речевому и художественно – эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Программа строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с воспитанниками и основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, принципах целостности и интеграции дошкольного образования.
Программа дошкольных групп разработана в соответствии с:
- Законом «Об образовании» (принят 10 июля 1992 года N 3266-1);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.266-10 (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. № 91);
- Изменения № 1 к СанПин 2.4.1.2260-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.12.2010г. № 164);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010г. № 2106 «Об утверждении федеральных государственных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.07.2011г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Возраст детей |
Возрастные особенности детей |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 – 4 года |
Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребёнка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром. Характерное для младшего дошкольника требование «я сам» отражает прежде всего появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень возможностей. Самостоятельность формируется у младшего дошкольника в совместной деятельности со взрослыми и непосредственно в личном опыте. Под руководством воспитателя дети успешно осваивают умения самообслуживания, культурно-гигиенические навыки, новые предметные и игровые действия. Под влиянием общения происходят большие изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные высказывания об окружающем. При этом дети пользуются не только простыми, но и сложными предложениями. В младшем дошкольном возрасте начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чём свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.
Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников, посещающих дошкольные группы.
Дошкольные группы укомплектованы 2 разновозрастными группам общеразвивающей направленности.
Характеристика контингента воспитанников.
1.2. Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Основными приоритетными направлениями в деятельности образовательного учреждения являются: - Укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ двигательной и гигиенической культуры. - Обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательном учреждении; - Всестороннее развитие детей по физическому, социально-личностному, познавательно – речевому, художественно – эстетическому направлениям. - Взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка.
1.3. Цель и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Цель образовательного процесса: всестороннее формирование личности ребенка с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей, интересов и способностей, готовности к обучению к школе. Задачи образовательного процесса: - охрана жизни и укрепление физического, психического здоровья детей; - обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития; - воспитание в детях, с учетом возрастных категорий гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; - взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей; - оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей. 1.4. Особенности осуществления образовательного процесса.
В программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от 3 до 7 лет. Содержание общеобразовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Климатические условия региона.
Нижегородская область расположена в средней полосе России. Содержание общеобразовательной программы учитывает специфические климатические особенности данного региона: состав флоры и фауны, погодные условия, длительность светового дня в разное время года, начало и окончание тех или иных сезонных явлений (листопад, выпадение и таяние снега, цветение растений и др.). Данные факторы отражаются при составлении перспективного и тематического планирования психолого-педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении. Так на занятиях по социальному миру, речевому развитию, а так же при наблюдениях на прогулках и в уголках природы, дети, в первую очередь, знакомятся с явлениями природы, характерными для местности родного края. На занятиях по художественно – творческой деятельности (рисование, лепка, аппликация) детям предлагаются для изображения знакомые явления природы и знакомые образы животных, птиц, растений; детей знакомят с народными промыслами Нижегородской области (хохлома, городецкая роспись). На занятиях по конструированию и художественному труду детям предлагается использование природного материала, собранного в лесах средней полосы (листья деревьев, еловые и сосновые шишки, дубовые желуди и т.п.). Национально – культурные условия. Особенности национально – культурных условий так же учитываются при осуществлении образовательного процесса. Обучение и воспитание (непосредственно образовательная деятельность, игровая и бытовая деятельности, чтение книг, праздничные мероприятия и др.) в дошкольных группах ведутся на русском языке. Однако, несмотря на то, что процент детей других национальностей в общем количестве детей очень небольшой, при организации образовательного процесса обязательно учитываются реальные потребности детей различных этнических принадлежностей, которые воспитываются в семьях с разными национальными и культурными традициями. Любая национальная культура – это, прежде всего, культура рода, семьи, в которой вырос ребенок, поэтому, планируя воспитательно–образовательный процесс, педагоги решают задачи воспитания начал гражданственности у дошкольников, развивают у них интерес и уважение к русской культуре и затем - к культуре других народов.
Территориальная принадлежность и социальные условия.
Дошкольные группы Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №138 расположены в микрорайоне Дачный, в одном из рабочих поселков города. Вблизи от школы находится завод «Красная Этна» и МБОУ средняя общеобразовательная школа №138, которые обуславливает тематику ознакомления детей с профессиями, трудовой деятельностью взрослых, определяют тематику сюжетно-ролевых игр. 1.5. Принципы и подходы к формированию Программы.
При организации образовательного процесса учтены принципы интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. В основу организации образовательного процесса положен комплексно – тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. Содержание общеобразовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Программа: * разработана в соответствии с культурно-историческим, деятельностным и личностным подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста; * соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; * соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближена к разумному «минимуму») * сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости; *обеспечивает достижение физической и психологической готовности воспитанников к школе; * направлена на охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое) развитие; * обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста; * строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми; * основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, принципах целостности и интеграции дошкольного образования; * обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих: * совместную деятельность взрослого и детей; * самостоятельную деятельность детей; * предусматривает внедрение адекватной возрастным возможностям учебной модели при осуществлении образовательного процесса с детьми от 6 до 7 лет; * учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста; * обеспечивает преемственность с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования, * направлена на взаимодействие с семьёй в целях осуществления полноценного развития ребёнка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности. * предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении.
2.1. Описание ежедневной организации жизни детей в образовательном учреждении.
Режим дня в дошкольных группах соответствует гигиеническим требованиям к организации образовательного процесса. Режим дня соответствует возрастным особенностям детей и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5 – 6 часов. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 – 4,5 часов. Прогулку организуется 2 раза в день: с утра, до завтрака, в первую половину дня – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже минус 15* С и скорости ветра более 7м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15* и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5 – 7 лет при температуре воздуха ниже 20*С и скорости ветра более 15м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводятся в конце прогулки перед возвращением детей в помещение детского сада. Общая продолжительность дневного сна для детей дошкольного возраста составляет 2,5 часа. Перед сном с детьми не проводятся подвижные эмоциональные игры, в группах создается спокойная обстановка. Во время сна детей в спальне обязательно присутствует воспитатель или младший воспитатель. Самостоятельная деятельность детей 3 – 7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена, общественно полезный труд) занимает в режиме дня от 3 до 4 часов. В течение дня соблюдается своеобразный баланс между деятельностью, организованной взрослыми и самостоятельной деятельностью детей. В летний период непосредственно образовательная деятельность не проводится. Для детей организуются музыкальные, спортивные праздники и развлечения, подвижные игры, купание в плескательном бассейне (если позволяют погодные условия), работают кружки по интересам, а также увеличивается продолжительность прогулок.
2.2 Проектирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных группах в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями.
Воспитательно-образовательный процесс в Учреждении построен в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей. Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) и их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей - осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов. В течение двух недель в октябре и апреле проводится мониторинг результатов освоения воспитанниками Программы. Воспитательно-образовательный процесс осуществляется в соответствии с Годовым планом работы на учебный год. В летнее время с детьми организуется работа на свежем воздухе в соответствии с планом летней оздоровительной работы. Непосредственно образовательная деятельность осуществляется в соответствии с расписанием организованной образовательной деятельности, которое ежегодно утверждается приказом директора школы на новый учебный год. Построение образовательного процесса основано на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
В дошкольных группах разработаны режимы двигательной активности детей на холодный и летний периоды, которые предусматривают разные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми: активный отдых, самостоятельную двигательную деятельность детей, организованную образовательную деятельность. Среди форм физкультурно-оздоровительной работы с детьми, используемых в наших дошкольных группах, можно выделить: различные формы проведения утренней гимнастики, занятия физической культурой (в зале и, в старшем дошкольном возрасте, - на воздухе), спортивные развлечения, праздники, подвижные игры на прогулке, спортивные игры, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, двигательная разминка между занятиями. В школе функционирует медицинский блок, который включает: медицинский кабинет, изолятор (кабинет методиста), процедурный кабинет.
3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
3.1. Образовательная область «Физическая культура».
Цель: формировать у детей интерес и ценностное отношение к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач: - развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации); - накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными видами движений); - формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании
Психологическое сопровождение образовательной области «Физическая культура» Физическое совершенствование ребенка является основной задачей всего педагогического коллектива: воспитателей, педагога-психолога, медицинского персонала. Важность роли педагога-психолога в сфере физкультурной деятельности дошкольников подтверждает совместное развитие (зависимость) психики ребенка и его физических, физиологических показателей. Работа педагога-психолога направлена на активизацию и обеспечение двигательной деятельности дошкольника психологическими методами и средствами. Он дает необходимые рекомендации воспитателям, инструктору по физической культуре и другим педагогам, для использования в педагогической деятельности при освоении детьми образовательной области «Физическая культура». В ходе своей работы педагоги учитывают факторы воздействия на двигательную деятельность дошкольника, среди которых можно выделить: - особенности психического развития ребенка дошкольного возраста; - личностные особенности дошкольника, тип его темперамента; - особенности отношения родителей к занятию ребенка физической культурой; - особенности психологической атмосферы в группе, наличие или отсутствие в ней лидеров, конфликтов, активизирующих и сдерживающих факторов; - возможность активизации двигательной деятельности дошкольников через использование различных психологических приемов.
Перечень программ и технологий: Программа "Детство" В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина, СПб, Детство –Пресс, 2007 План-программа педагогического процесса в детском саду, СПб, Детство-Пресс, 2007 Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе "Детство", СПб., Детство – Пресс, 2007 Дошкольник 4-5 лет в детском саду. Как работать по программе "Детство", СПб, Детство – Пресс, 2007 Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе "Детство", СПб., Детство – Пресс, 2010 Н.П.Кочетова «Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста» М., Просвещение, 2008 А.М. Литвинова «Физкультурные занятия в детском саду»; Р. На Д; 2010. Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Г.В.Груба «Играем с малышами» М., Просвещение, 2011 Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е.- Физкульт-привет минуткам и паузам! – СПб., Детство – Пресс, 2005 Сивачева Л.Н. Физкультура – это радость. – СПб., Детство – Пресс, 2001 Е.А.Мартынова «Физическое развитие детей 2 – 7лет» Щербак А.П. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении. – М., Владос, 2001 Программа «Кроха» Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. М., Просвещение, 2007
3.2. Образовательная область «Здоровье».
Цель: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач: - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; - воспитание культурно-гигиенических навыков; - формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Психологическое сопровождение образовательной области «Здоровье» Основные направления психолого-педагогической работы педагогического и медицинского персонала учреждения: Воспитание культуры здоровья. - формирование культурно-гигиенических навыков; - формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека. Основные направления профилактической работы педагогического и медицинского персонала учреждения: 1. Профилактика травматизма детей. 2. Профилактика умственного переутомления и обеспечение эмоционального комфорта (соблюдение гигиенических требований к организации образовательного процесса, организация оптимального режима дня, в т. ч. рационального двигательного режима); Профилактика нарушений зрения: - мониторинг достаточной освещенности помещений и создание благоприятной световой обстановки; - организация рационального режима зрительной нагрузки. 4. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата: - исключение длительных статических нагрузок; - систематическое проведение физкультминуток и физкультурных пауз; - мониторинг правильности осанки; - включение во все формы работы по физическому развитию детей упражнений, направленных на профилактику нарушений осанки и плоскостопия; - правильная расстановка детской мебели и ее подбор с учетом роста воспитанников. 5. Мониторинг: - самочувствия детей: организация утреннего приема воспитанников и наблюдение в течение всего времени пребывания. - санитарного состояния помещений; - организации питания детей с соблюдением принципов рациональности и сбалансированности. Основные направления оздоровительной работы педагогического и медицинского персонала учреждения: 1. Организация и проведение закаливающих мероприятий. 2. Мониторинг: - чистоты и свежести воздуха в помещении: регулярное проветривание в присутствии (одностороннее) и в отсутствии (сквозное) детей. - соблюдения температурного режима в помещениях групп и одежды детей.
Перечень программ и технологий: Программа «Детство» В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина, СПб, Детство –Пресс, 2007 План-программа педагогического процесса в детском саду, СПб, Детство-Пресс, 2007 А.В.Аджи «Конспекты интегрированных занятий во 2-й младшей группе детского сада» Н.А.Бакина, Т.А.Серебрякова «Помоги себе сам» Нищева Н.В. О здоровье дошкольников. – СПб., Детство – Пресс, 2006 Сизова Н.О. Валеология. – СПб., Паритет, 2008 Г.К.Зайцев «Уроки Айболита» Г.К.Зайцев «Уроки Мойдодыра» Карпухина Н.А. Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада. Воронеж, Учитель, 2010 Программа «Кроха» Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. М., Просвещение, 2007
3.3. Образовательная область «Безопасность»
Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; - приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; - передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажир транспортного средства; - формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира ситуациям.
Психологическое сопровождение образовательной области «Безопасность». Основная задача в работе ДОУ - охрана жизни и здоровья детей, ставит дошкольное образовательное учреждение перед необходимостью осуществления работы, преследующей цель предвидеть, научить, уберечь. Самое ценное в нашей жизни - дети. Сегодня очень актуальны вопросы воспитания у детей навыков безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации и умения, по возможности, избегать их, а при необходимости действовать в целях сохранения своей жизни и здоровья. И задача психолога - помочь детям научиться безопасному поведению. Дошкольный возраст является самоценным периодом развития, когда складывается личность ребенка, формируется правовое нормативное поведение. Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может растеряться. Поэтому, так важно научить его ориентироваться в мире вещей и в мире людей. Для этого детям необходимо дать знания о правилах поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как именно от этого, во многом, зависят их здоровье и безопасность. При этом важно научить ребенка понимать собственное поведение, так как ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, помогает нам, взрослым, лучше понять его, а значит снимает многие проблемы и неприятности. Для обеспечения безопасного, здорового образа жизни ребенку необходимо постоянное общение со взрослыми на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог; вместе познаем, делаем открытия, удивляемся. Именно с помощью взрослых ребенок открывает себе мир, который таит в себе много неожиданностей.
Перечень программ и технологий: Программа «Детство» В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина, СПб, Детство –Пресс, 2007 План-программа педагогического процесса в детском саду, СПб, Детство-Пресс, 2007 Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – СПб., Детство, 2004 И.В.Кононова Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников» Дошкольник 4-5 лет в детском саду. Как работать по программе "Детство", СПб, Детство – Пресс, 2007 Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе "Детство", СПб., Детство – Пресс, 2010 Программа «Кроха» Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. М., Просвещение, 2007
3.4. Образовательная область «Социализация»
Цель: освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач: - развитие игровой деятельности детей; - приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); - формирование тендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Психологическое сопровождение образовательной области «Социализация» Задачи:
Перечень программ и технологий: Программа «Детство» В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина, СПб, Детство –Пресс, 2007 План-программа педагогического процесса в детском саду, СПб, Детство-Пресс, 2007 Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство», СПб., Детство – Пресс, 2007 Дошкольник 4-5 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство», СПб, Детство – Пресс, 2007 Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство», СПб., Детство – Пресс, 2010 Агапова И.А., Давыдова М.А. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет. – М., Сфера, 2005 Белоусова Л.Е. Добрые досуги. – СПб., Детство – Пресс, 2008 Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург, Литур, 1997 Сборник под ред. Бабаевой Т.И., Михайловой З.А. Игра и дошкольник. – СПб., Детство-Пресс, 2007 Корчинова О.В. Детский этикет. – Ростов-на- Дону, Феникс, 2002 Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? – М., Сфера, 2004 Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ. – М.,Сфера, 2006 Лещинская-Гурова О.В. На пороге дошкольного детства: у истоков игры. Н.Н.,2004 Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб., Детство-Пресс, 1996 Михаленко Е.А., Кротова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., Линка Пресс, 2009 Натарова Н.В., Карпухина Н.И. и др. Моя страна. – Воронеж, Учитель, 2005 Нищева Н.В. Предметно- пространственная развивающая среда в детском саду. СПб., Детство-Пресс, 2006 Пахомова О.Н. Добрые сказки. – М., Прометей, 2003 Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А. Построение развивающей среды в ДОУ. – М., Новая школа, 1993 Шипицына Л.М., Защиринская О.В. и др. – Азбука общения. СПб., Детство-Пресс, 2003 Программа «Кроха» Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. М., Просвещение, 2007 «Кроха» (Пособия воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет) Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. М., Просвещение, 2004 «Первые сюжетные игры малышей» Зворыгина Е.В., М. Просвещение, 1988 «Игра дошкольника» под ред. Новоселовой С.Н., М. Просвещение, 1988
3.5. Образовательная область «ТРУД».
Цель: формировать положительное отношение к труду через решение следующих задач: - развитие трудовой деятельности; - воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; - формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Психологическое сопровождение образовательной области «Труд». В дошкольном возрасте ребенок активно осваивает азы трудовой деятельности. В труде формируются его нравственные качества, чувство коллективизма, уважения к людям. Роль труда так велика, что его влияние на развитие личности ребенка не может компенсироваться никаким другим видом деятельности. Своевременное освоение трудовой деятельности дает возможность ребенку самоутвердиться, чувствовать себя самостоятельным, умелым. Важно, чтобы ребенок испытывал положительные эмоции в ходе выполнения трудовых процессов, чувство радости от достигнутого результата; стремился к признанию своей самостоятельности, самоутверждению, получению одобрения взрослых за умелость. Ознакомление с разнообразными видами труда взрослых обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный социальный мир, приобщение к его нравственным ценностям. Важно обеспечить ему условия для накопления и обобщения знаний об окружающей социальной действительности, для развития разнообразных видов детской деятельности. Основная задача взрослых — помочь ребенку в расширении круга общения с другими людьми, освоении способов поведения, осознании значимости трудовой деятельности взрослых. Воспитание у ребенка готовности к труду - одна из основных задач при подготовке детей к школе, ведь успешность обучения во многом зависит от того, насколько ребенок приучен трудиться, и сформированы ли у него необходимые личностные качества, позволяющие ему продуктивно справляться с учебными заданиями.
Перечень программ и технологий: Программа «Детство» В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина, СПб, Детство –Пресс, 2007 План-программа педагогического процесса в детском саду, СПб, Детство-Пресс, 2007 Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство», СПб., Детство – Пресс, 2007 Дошкольник 4-5 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство», СПб, Детство – Пресс, 2007 Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство», СПб., Детство – Пресс, 2010 Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. – СПб., Детство – Пресс, 2003 Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника. – М., Владос, 2003 Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд. – М., Просвещение, 1990 Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд. – М., Просвещение, 2005 Программа «Кроха» Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. М., Просвещение, 2007 «Кроха» (Пособия воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет) Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. М., Просвещение, 2004 3.6. Образовательная область «Познание».
Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач: - развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; - формирование элементарных математических представлений; - формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Психологическое сопровождение образовательной области «Познание».
Перечень программ и технологий: Программа "Детство" В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина, СПб, Детство –Пресс, 2007 План-программа педагогического процесса в детском саду, СПб, Детство-Пресс, 2007 Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе "Детство", СПб., Детство – Пресс, 2007 Дошкольник 4-5 лет в детском саду. Как работать по программе "Детство", СПб, Детство – Пресс, 2007 Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе "Детство", СПб., Детство – Пресс, 2010 Развернутое перспективное планирование по программе "Детство" Волгоград, Учитель, 2009 Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Часть I, II. – СПб., Детство – Пресс, 2003 Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Рабочая тетрадь,СПб, Детство-Пресс,2004 Крулехт М.В., Крулехт А.А. Самоделкино. СПб., Детство – Пресс, 2004 Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд. М., Просвещение, 1990 Куцакова Л.В.Конструирование и художественный труд. М., Сфера, 2005 Козлина А.В. Уроки ручного труда. – М., Мозаика – Синтез, 2004 Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? – М., Гном и Д, 2008 Михайлова З.А. Игровые задачи для старших дошкольников. – СПб., Детство – Пресс, 2008 Михайлова З.А. Математика от трех до шести. – СПб., Детство – Пресс, 1995 Мосалова Л.Л. Я и мир. СПб., Детство – Пресс, 2011 Панова Е.Н. Дидактические игры – занятия в ДОУ. – Воронеж, Учитель, 2006 Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. Н.Н., 1999 Смоленцева А.А. Введение в мир экономики или Как мы играем в экономику. СПб., Детство – Пресс, 2001 Смоленцева А.А., Пустовойт О.В. Математика до школы. Н.Н., 2006 Соколова С.В. Оригами для старших дошкольников. – СПб., Детство – Пресс, 2006 Бондаренко Т.М. Комплексные занятия с детьми в детском саду. Воронеж. Учитель, 2006 Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Средняя группа – М., Скрипторий 2003, 2007 Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Старшая группа – М., Скрипторий 2003, 2007 Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. – М., Аркти, 2003 Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? – М., Сфера, 2004 Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ. – М.,Сфера, 2006 Карпухина Н.А. Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада. Воронеж, Учитель, 2010 Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет: первые шаги в математику, развитие движений. М., Сфера, 2011 Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет: социальное развитие, окружающий мир. М., Сфера, 2011 Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий. Воронеж. Учитель, 2008 Волчкова В.Н., СтепановаН.В.. Конспекты занятий в …группе детского сада. Воронеж. Учитель, 2008 Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6, 6-7 лет Воронеж. Учитель, 2004 Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. М., ЦГЛ, 2004 Программа «Кроха» Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. М., Просвещение, 2007 «Кроха» (Пособия воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет) Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. М., Просвещение, 2004 «Малыш в мире природы» Коробова М.В., Белоусова Р.Ю.М., Просвещение, 2010
3.7. Образовательная область « Коммуникация».
Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: - развитие свободного общения со взрослыми и детьми; - развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произвольной стороны речи, связной речи диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; - практическое овладение воспитанниками нормами речи
Психологическое сопровождение образовательной области «Коммуникации».
Цель: развитие коммуникативно-языковой компетентности детей. Задачи: 1. Формирование у детей навыков общения и выражения своих мыслей. 3. Формирование у детей умения устанавливать контакт, вступать в диалог, поддерживать беседу, объединяться, договариваться, спрашивать, обращаться с просьбой. Профессиональная деятельность педагога-психолога по обеспечению освоения детьми содержания образовательной области «Коммуникация» 1. Проведение занятий с детьми (форма организации - подгрупповая) 2. Организация подгрупповой и индивидуальной работы с детьми вне занятий — в зависимости от тех трудностей, которые они испытывают при освоении содержания образовательной области «Коммуникация». 3. Организация работы с родителями (психологическое сопровождение, психологическое консультирование) — с целью оказания им необходимой помощи в освоении детьми содержания образовательной области «Коммуникация». 4. Психологическое консультирование педагогов, оказание им необходимой психологической поддержки — в целях оптимизации психолого-педагогической работы по освоению детьми содержания образовательной области «Коммуникация».
Перечень программ и технологий: Программа "Детство" В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина, СПб, Детство –Пресс, 2007 План-программа педагогического процесса в детском саду, СПб, Детство-Пресс, 2007 Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе "Детство", СПб., Детство – Пресс, 2007 Дошкольник 4-5 лет в детском саду. Как работать по программе "Детство", СПб, Детство – Пресс, 2007 Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе "Детство", СПб., Детство – Пресс, 2010 Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. СПб, Детство – Пресс, 2007 Гизатуллина Д.Х. Русский язык в играх. СПб., Акцидент, 2009 Гусарова Н.Н. Беседы по картинке. Времена года. – СПб., Детство – Пресс, 2009 Ельцова О.М., Горбачевская Н.Н., Терехова А.Н. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду. – СПб., Детство – Пресс, 2008 Ельцова О.М. Риторика для дошкольников. – СПб, Детство – Пресс, 2009 Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., Детство – Пресс, 2009 Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. СПб, Детство – Пресс, 2010 Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М., Сфера, 2002 Ушакова О.С. Придумай слово. – М., Просвещение, 2002 Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет М., Сфера , 2010 Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет М., Сфера , 2010 Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать. СПб., Детство – Пресс, 2002 Программа «Кроха» Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. М., Просвещение, 2007 «Кроха» (Пособия воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет) Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. М., Просвещение, 2004
3.8. Образовательная область «Чтение художественной литературы».
Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: - формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностей представлений; - развитие литературной речи; - приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса
Психологическое сопровождение образовательной области «Чтение художественной литературы»
Знакомство дошкольников с лучшими художественными произведениями детской художественной литературы решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. Путешествие в мир сказки развивает воображение и творческую фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Любовь к книге, умение использовать в жизни, полученные из нее знания, не приходят к ребенку сами по себе. Здесь ему необходима активная помощь со стороны взрослого. Для того чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками. Психологи выделяют два типа отношения ребенка к художественному миру произведения. Первый тип отношения - эмоционально-образный - представляет собой непосредственную эмоциональную реакцию ребенка на образы, стоящие в центре литературного произведения. Второй — интеллектуально-оценочный — зависит от житейского и читательского опыта ребенка, в котором присутствуют элементы анализа. Возрастная динамика понимания детьми художественного произведения может быть представлена как некий путь от сопереживания ребенка конкретному герою, сочувствия ему, к пониманию авторской позиции и, далее к обобщенному восприятию художественного мира и осознанию своего к нему отношения, к осмыслению влияния литературного произведения на свои личностные установки. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Старшие дошкольники, воспринимая произведения, могут дать сознательную, мотивационную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания оценочные критерии поведения человека.
Перечень программ и технологий: Программа "Детство" В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина, СПб, Детство –Пресс, 2007 План-программа педагогического процесса в детском саду, СПб, Детство-Пресс, 2007 Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе "Детство", СПб., Детство – Пресс, 2007 Дошкольник 4-5 лет в детском саду. Как работать по программе "Детство", СПб, Детство – Пресс, 2007 Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе "Детство", СПб., Детство – Пресс, 2010 Бианки В.В. Лесная газета. – М., Правда, 2009 Стрельцова Л.Ю. Литература и фантазия. – М., Просвещение, 2001 Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. – СПб., Детство – Пресс, 2009 Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой. М., Сфера, 2002 Ушакова О.С. Знакомим с литературой детей 3-5 лет. М., Сфера, 2010 Ушакова О.С. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. М., Сфера, 2010 Программа «Кроха» Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. М., Просвещение, 2007 «Кроха» (Пособия воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет) Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. М., Просвещение, 2004
3.9. Образовательная область «Художественное творчество».
Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач: развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству.
Психологическое сопровождение образовательной области «Художественное творчество»
Знакомство детей с произведениями изобразительно искусства и приобщение их к художественному творчеству, начиная с дошкольного возраста, один из признанных современной психологией путей формирования личности, развития ее творческого потенциала.
Перечень программ и технологий: Программа "Детство" В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина, СПб, Детство –Пресс, 2007 План-программа педагогического процесса в детском саду, СПб, Детство-Пресс, 2007 Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе "Детство", СПб., Детство – Пресс, 2007 Дошкольник 4-5 лет в детском саду. Как работать по программе "Детство", СПб, Детство – Пресс, 2007 Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе "Детство", СПб., Детство – Пресс, 2008 Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. М., Просвещение, 1992 Доронова Т.Н. Дошкольникам о художниках детской книги. – М., Просвещение, 2000 Жукова Л.М. Азбука русской живописи. - М., Белый город, 2002 Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. – СПб., Детство – Пресс, 1996 Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. – СПб., Детство – Пресс, 2002 Курочнкина Н.А. О портретной живописи – детям. – СПб., Детство – Пресс, 2008 Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. – М., Просвещение, 2000 Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. – М., Просвещение, 2000 Карпухина Н.А. Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада. Воронеж, Учитель, 2010 Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет: методические рекомендации. М., Сфера, 2011 Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада. Воронеж. Учитель, 2006 Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в средней группе детского сада. Воронеж. Учитель, 2006 Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. Воронеж. Учитель, 2006 Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж. Учитель, 200 Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе (изодеятельность). Воронеж. Учитель., 2008 Программа «Кроха» Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. М., Просвещение, 2007 «Изобразительная деятельность в д/с» Комарова Т.С. М., 1990
3.10. Образовательная область «Музыка».
Цель: развитие музыкальности у детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач: - развитие музыкально-художественной деятельности; - приобщение к музыкальному искусству.
Психологическое сопровождение освоения детьми содержания образовательной
Музыка оказывает благотворное влияние на развитие всех сфер личности ребенка: на формирование его умственных, физических, эстетических, творческих способностей. Многие музыкальные композиции, включающие естественные звуки природы (крики чаек, голоса дельфинов, «пение» китов, шум морского прибоя и др.), создают ощущение гармонии с окружающим миром; помогают пережить, прочувствовать тесную связь, единство Человека и Природы, что имеет важное воспитательное значение. При подборе релаксирующего музыкального сопровождения особенно важна роль психолога, так как неграмотное использование тех или иных звуков природы может вызвать у ребенка непредсказуемую реакцию. Очень важно учитывать возможные страхи и фобии, которые могут вызвать негативную психическую реакцию.
Перечень программ и технологий: Программа "Детство" В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина, СПб, Детство –Пресс, 2007 Костина Э.П. Камертон. – М., Просвещение, 2006 Костина Э.П. Я люблю музыку. Слушание музыки. Н.Н., 2005 Костина Э.П. Я люблю музыку. Игра на детских музыкальных инструментах. Н.Н., 2005 Костина Э.П. Я люблю музыку. Певческая деятельность. Выпуск 3. Сборники 2,3,4.5,6,7,8. Н.Н.,2005 Костина Э.П. Музыкально-дидактические игры. Ростов-на-Дону. Феникс, 2010 Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са- Фи- Дансе. Танцевально-игровая гимнастика в детском саду. – СПб., Детство – Пресс, 2003 Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе "Детство", СПб., Детство – Пресс, 2007 Дошкольник 4-5 лет в детском саду. Как работать по программе "Детство", СПб, Детство – Пресс, 2007 Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе "Детство", СПб., Детство – Пресс, 2010 Программа «Кроха» Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. М., Просвещение, 2007 «Кроха» (Пособия воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет) Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. М., Просвещение, 2004 «Музыкальное воспитание детей раннего возраста» Бабаджан Т.С. М. Просвещение, 1967 «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» Костина Э.П., Комиссарова Л.Н. М. Просвещение, 1986».
4.Интеграция образовательных областей.
5. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы (промежуточная и итоговая оценки).
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он приобретает в результате освоения Программы (портрет выпускника дошкольных групп):
Четвертый год жизни:
Пятый год жизни:
Шестой год жизни:
Седьмой год жизни:
В портрете выпускника отражаются качества личности ребенка и степень их сформированности.
6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами, специалистами дошкольного образовательного учреждения и медицинскими работниками. Основная задача этого вида мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности. Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных. Диагностика коммуникативных способностей предполагает выявление способности ребенка понимать состояния и высказывания другого человека, находящегося в наблюдаемой ситуации, а также выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной обстановке. Особое внимание уделяется диагностике построения высказывания ребенка и диагностике межличностных отношений внутри группы. Диагностика регуляторных способностей включает в себя диагностику эмоциональной и произвольной регуляции поведения ребенка, в частности – эмоционального принятия или отвержения ситуации, которая сложилась в дошкольных группах, умения действовать, планировать сложные действия, а также распределять роли и договариваться с партнерами по деятельности. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, дидактические игры, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестовые задания, экспресс- диагностика, диагностические игровые ситуации и др.) методов, обеспечивающих объективность и точность получаемых данных. Периодичность мониторинга – 2 раза в год, что обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса. Содержание мониторинга тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей в дошкольных группах. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки. В ходе мониторинга детского развития педагог и медицинский работник заполняет таблицу. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, осуществляет оценку динамики достижения детей и включает описание объекта, форм, периодичности и содержание мониторинга. Мониторинг проводится два раза в год: в октябре и апреле, что обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей. Содержание мониторинга тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей. Мониторинг проводится педагогами, ведущими занятия с детьми.
6. Система мониторинга достижения воспитанниками планируемых результатов освоения Программы.
Соответствие формируемых образовательной программой качеств и мониторирующих мероприятий
II часть, формируемая участниками образовательного процесса. Региональный компонент.
Вид образовательного учреждения Дошкольные группы Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №138, осуществляющее деятельность по развитию воспитанников по нескольким приоритетным направлениям, таким как познавательно - речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое в группах общеразвивающей направленности, осуществляющее развитие воспитанников по направлениям, которые наиболее способствуют укреплению их здоровья и их физического и психического развития. 2. Особенности организации образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста 2.1.Обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в школе Цель: обеспечение равных стартовых возможностей для обучения воспитанников в школе. Участниками образовательного процесса являются воспитанники 5-7 лет, их родители (законные представители) и педагогические работники. В целях обеспечения выпускникам дошкольного образовательного учреждения равных стартовых возможностей для обучения в начальной школе соблюдаются следующие условия: - комплектация группы определяется количеством воспитанников, достигших 5 лет; - для родителей воспитанников старшей и особенно подготовительной группы организована система консультирования по основным направлениям развития воспитанников – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому; - воспитатели и специалисты, работающие с воспитанниками 5-7 лет ознакомлены с особенностями организации образовательного процесса в школе, посещают уроки, приглашают учителей начальных классов в дошкольные группы, проводят совместные мероприятия в рамках реализации задач преемственности дошкольного и начального общего образования. Освоение воспитанниками образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», осуществляется в процессе образовательной деятельности по организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения). В процессе психолого-педагогической деятельности воспитатели используют традиционные и инновационные формы работы с воспитанниками (занятия, развлечения, детское экспериментирование и т.д.) Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов (организация питания, сна) преимущественно направлена на охрану здоровья ребенка, физическое и социально-личностное развитие. Самостоятельная игровая деятельность воспитанников в дошкольной группе обеспечивается соответствующей возрасту детей предметно-развивающей среды. Организация прогулок для воспитанников старшего дошкольного возраста предусматривает возможность оказания индивидуальной помощи ребенку по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию
Преемственность в работе МБДОУ и школы. Существенным моментом в работе педагогического коллектива является переход ребенка из дошкольных групп в начальную школу, обеспечение преемственности на данных ступенях образования. В целях реализации преемственности детского сада и начальной школы, в дошкольных группах разработана система мероприятий по подготовке воспитанников подготовительной группы, предусматривающая взаимодействие педагогов, родителей и детей. Задачи в реализации идей преемственности дошкольного и начального образования:
Для реализации поставленных задач дошкольные группы осуществляет тесное сотрудничество со школой.
Индивидуальная образовательная деятельность с воспитанниками старшего дошкольного возраста
Программно – методическое обеспечение
4. Управление реализацией программы: Вся деятельность дошкольных групп строится в строгом соответствии с основополагающими нормативно-правовыми и инструктивными документами. В дошкольных группах функционирует чётко продуманная, гибкая структура управления в соответствии с целями и содержанием работы. Все функции управления (прогнозирование, планирование, организация, анализ, коррекция, стимулирование) обоснованы изменениями содержания работы в дошкольных группах и направлены на достижение оптимального результата.
4.1. Создание и обновление предметно-развивающей среды Основой реализации Образовательной программы является предметно – развивающая среда, необходимая для развития всех специфических детских видов деятельности. Предметно-развивающая среда подбиралась с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. В дошкольных группах она построена так, чтобы обеспечить полноценное физическое, художественно - эстетическое, познавательно – речевое и социально – личностное развитие воспитанников. При создании предметной среды учитывали гендерную специфику и обеспечили среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. Учреждение имеет свой стиль, дизайн; интерьер основных и вспомогательных помещений украшен творческими работами воспитанников и взрослых.
4.2. Организация инновационной деятельности В школе с 2010 года с целью развития инновационных процессов на основании приказа департамента образования и социально-правовой защиты детства администрации города Нижнего Новгорода создана городская инновационная площадка по внедрению здоровьесберегающих технологий по теме " Создание педагогической системы использования здоровьесберегающих развивающих образовательных программ и педагогических технологий», научные руководители: Л.В.Филиппова, д.ф.н., профессор, член-корреспеондент ГАН РАО, Т.А.Ревягина – к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии ННГАСУ. В 2010-2011 учебном году в рамках инновационной деятельности по развитию здоровьесберегающих технологий был проведен стендовый доклад на районном методическом объединении учителей начальных классов. Задачи на 2011 – 2012 учебный год: 1.Развивать способности воспитанников среднего дошкольного возраста к сенсомоторному анализу предметов и материалов через поисковые действия, адекватные возрасту. 2.Развивать способности воспитанников старшего дошкольного возраста к самовыражению в процессе сюжетно – ролевой игры. Оценивая инновационный потенциал педагогического коллектива в состав участников инновационной деятельности вошли: заместители директора по учебной и и по учебно-воспитательной работам, воспитатели средних и старших групп, учителя начальных классов. Работа по инновационной деятельности регламентируется следующими нормативно-правовыми документами: - Закон РФ «Об образовании» от 10.06.1992г. с изменениями - Концепция дошкольного воспитания (1989) - приказ Минобразования РФ от 23.06.2009 № 218 «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования» - Письмо Минобразования РФ от 26.06.2002г. № 13-51-104/13 «О работе экспериментальных общеобразовательных учреждений по направлению «Здоровьесберегающие технологии». Также были изучены региональные документы: - приказ департамента образования и социально-правовой защиты детства администрации города Нижнего Новгорода от 07.10.2009 № 2037 «Об утверждении порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере муниципальной системы образования города Нижнего Новгорода». Разработано организационно-правовое обеспечение инновационной деятельности в Учреждении: - издан приказ об инновационной деятельности, в котором были определены: тема эксперимента, научный руководитель, состав участников инновационной деятельности, срок работы, возрастная группа детей – участников эксперимента; - заключен договор о сотрудничестве с некоммерческим партнерством «Центром здоровьесберегающих педагогических технологий», в котором определены предмет договора, обязанности сторон. Инновационная деятельность осуществляется по следующим направлениям: - создание педагогической системы использования здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении; - развитие двигательных способностей воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста: научно-практические подходы; - телесно – двигательное развитие воспитанников старшего дошкольного и младшего школьного возраста на основе преемственности. Большое внимание уделяем и ресурсному обеспечению образовательного процесса дошкольных групп.
4.3.Социальное партнерство.
Эффективное использование социокультурных возможностей социального окружения дошкольных групп МБОУ средней общеобразовательной школы №138 позволяет объединить усилия, обеспечивающие оптимальные условия для полноценного воспитания и образования воспитанников дошкольного возраста, их разностороннего развития, предоставление каждому ребенку, исходя из его потребностей, интересов и способностей, возможности реализовать себя и проявить свою индивидуальность. Поддерживаются контакты с инспекторами ГИБДД .
. Младшие дошкольники – это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 – 5 лет |
Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. У детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. В 4-5 лет он нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Новые черты появляются в общении детей 4-5 лет с воспитателем. Дошкольники охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но наряду с этим всё более активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. Возраст «почемучек» проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Развивающееся мышление ребёнка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают широкий интерес к окружающему миру. Ребёнок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создаёт новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приёмов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать. Ребёнок способен анализировать объекты одновременно по 2-3 признакам: цвету и форме, цвету, форме и материалу и т.п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходства. У детей 4-5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Дети уверенно называют свою игровую роль, действуют в соответствии с ней. Преобладает однополое игровое общение. Примечательной особенностью детей является фантазирование, не редко они путают вымысел и реальность. Яркость фантазий расширяет рамки умственных возможностей детей и используется воспитателем для обогащения детского – игрового опыта: придумывания в игре фантастических образов животных, людей, сказочных путешествий. У детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения, о чём свидетельствуют многочисленные жало-бы – заявления детей воспитателю о том, что кто-то делает что-то не правильно или не выполняет какое-то требование. «Заявле-ние» ребёнка означает, что он осмыслил требование как необходимое и ему важно получить авторитетное подтверждение правиль-ности своего мнения, а также услышать от воспитателя дополнительные разъяснения по поводу «границ» действия правила. У детей идёт активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радосное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности. Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых. Они радуются похвале, но на неодобрение или замечание часто реагируют остро эмоционально: вспышками гнева, слезами, воспринимая замечания как личную обиду. Ранимость ребёнка 4-5 лет – это не проявление его индивидуальности, а особенность возраста. На пятом году жизни дети проявляют интерес к вопросам пола, начинается осознание своей принадлежности. Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребёнок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Дети любят играть словами, их привлекают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают и сочиняют подобные. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 – 6 лет |
Возраст 5-7 лет характеризуется активизацией ростового процесса: за год ребёнок может вырасти на 7-10 см. изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В течении шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы – возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребёнок не так быстро утомляется, становится более вынослив психически. Формируются социальные представления морального плана, старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребёнка приближается к показателям взрослого человека – расширяются интеллектуальные возможности детей. Ребёнок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения. Дети оперируют достаточным объёмом временных представлений: утро – день – вечер – ночь; вчера – сегодня – завтра – раньше – позже; ориентируются в последовательности дней недели, времён года и месяцев, относящихся к каждому времени года. Довольно уверенно осваивают ориентацию в пространстве и на плоскости: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже и т.д. Расширяется общий кругозор детей. Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. Их интересуют обитатели джунглей и океанов, космоса и далёких стран и многое другое. В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Продолжает совершенствоваться речь. За год словарь увеличивается на 1000-1200 слов (по сравнению с предыдущим возрастом). Совершенствуется связная, монологическая речь. Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, например космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, события, волшебников и т.п. Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Сверстник становиться интересен как партнёр по играм и практической деятельности. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. В общении со сверстниками преобладают однополые контакты. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Дети становятся избирательны во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнёры по играм (хотя в течении года они могут несколько раз поменяться). Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. Более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|