г.Нижний Новгород, ул. Завкомовская, д.1. Тел.:(831)240-41-04, (831)240-41-64. Эл.почта:

РАЙОННЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

       Глубоко убежден, что национальная образовательная система не может устраняться от духовного и нравственного воспитания личности,  Только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами, стоящими перед современным миром.

Патриарх Кирилл.

Значение духовно – нравственного воспитания

 в школе

       Сегодня духовно – нравственное воспитание приобретает всё большую значимость. Оно выступает в качестве действенного средства совершенствования всех общественных отношений. Современная постановка проблемы нравственного воспитания невозможна без обращения к его духовным основам. При этом учёт положительной роли Православной церкви в отечественной истории и истории педагогики в частности, а также возможностей её существенного влияния на человека в процессе формирования нового общества принесёт безусловную пользу, как педагогической науке, так и школьной практике.

       Обращение к Христианству с его высокими этическими нормами, проникнутому светом любви и идеей творения человеком собственной личности, даёт нам возможность решать проблему нравственного воспитания. О приоритете нравственного воспитания с замечательной ясностью и образностью высказался И.Г.Песталоцци, назвав его «морем бесконечной силы совершенной любви».

       «Любить вообще, - так близко сердцу человека, так естественно для его природы. Но как любить, уметь любить – эта задача жизни…»

        Помочь в решении этой задачи призвано духовно-нравственное воспитание, цель которого – научить ребёнка любить, явить ему примером, словом и делом всю высоту, глубину и полноту этого поистине Божественного чувства.

       Особенно большое значение в нравственном воспитании имеют образы благочестивых людей, обращение к образам святых в храме.

        Безграничный нравственный идеал, в котором в образе совершенной личности соединены все возможные добродетели, предполагает христианство.

       Вековая действенность заповедей христианства может стать таким нравственным источником по приобщению подрастающего поколения к вечным истинам, определяющим моральную суть человеческой жизнедеятельности.

       Однако для грамотного и успешного осуществления духовно – нравственного воспитания необходимо выполнить ряд условий. Одно из них  – системность такого воспитания. Другая проблема – в недостаточной разработанности условий осуществления этого воспитания в школе.

       Светские и православные педагоги пришли  к единому мнению: наши дети нуждаются в защите от западных пиаровских технологий, которые изощрённо эксплуатируют страсти человеческой души. Как это сделать , если изолировать от дурного влияния среды невозможно? Надо научить ребёнка самостоятельно «отделять зёрна от плевел»... Поэтому так актуально духовно – нравственное воспитание детей на базе вечных христианских ценностей путём введения в школе религиоведческих дисциплин. Однако приходится констатировать, что существует противоречие между необходимостью обеспечить духовно – нравственный компонент в содержании образовании и недостаточно разработанными условиями для этого.

       Противоречие позволяет сформулировать проблему: без целенаправленной работы по созданию условий для формирования у младших школьников основных духовно – нравственных категорий невозможно обретение детьми целостной системы духовных ценностей.

       Таким образом, актуальность духовно – нравственного воспитания в школе обусловлена значимостью проблемы.

 

       "Вне опыта отечественной педагогики, уходящей корнями в православную культурную традицию народа, невозможно выстроить в нашей стране систему духовно-нравственного воспитания, потому что нравственность в отрыве от духовных корней неизбежно вырождается и со временем отмирает, уступая место пошлости, цинизму, жестокости и равнодушию. Эта внутренняя опасность и является, по нашему убеждению, на сегодня главной угрозой для безопасности страны, и если нам не удастся объединить усилия в борьбе за духовно-нравственное здоровье подрастающих поколений, то печальные последствия нынешнего затянувшегося кризиса могут оказаться необратимыми. В таком объединении сил и возможностей государства, Православной Церкви и патриотической общественности мы видим основную задачу отечественной педагогики на ближайшие годы".

 Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий.

 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА